Природоохранный прокурор разъясняет

29 Августа

В целях реализации задач и целей федеральной программы по обеспече-нию охраны озера Байкал и рациональному использованию природных ресурсов его бассейна статьей 14 Федерального закона от 01.05.1999 №94-ФЗ «Об охране озера Байкал» предусмотрено, что предельно допустимый объем сбросов и вы-бросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления,

опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, ежегодно подле-жит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской природной территории.

В Байкальскую природную территорию в пределах Забайкальского края входят Петровск-Забайкальский, Красночикойский, Хилокский районы, а также Улетовский район (сельское поселение «Тангинское») и Читинский район (сель-ские поселения «Арахлейское», «Беклемишевское», «Сохондинское»).

В настоящий момент порядок утверждения объемов сбросов, выбросов, размещения отходов регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а также приказами Минприроды России от 25.02.2010 №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов об-разования отходов и лимитов на их размещение» и от 17.12.2007 №333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №18 «О нормативах выбросов вредных (загряз-няющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».

Пунктом 12 Приказа Минприроды России от 25.02.2010 №50 закреплено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности произ-водственного процесса и использования сырья. Для Байкальской природной тер-ритории установлен особый режим, предусматривающий наличие обязанности ежегодно пересматривать и утверждать нормативы образования отходов и ли-миты на их размещение.

Однако в постановлении Правительства РФ от 02.03.2000 №18 и в приказе Минприроды России от 17.12.2007 №333 норма, устанавливающая особый поря-док регулирования на Байкальской природной территории при утверждении нор-мативов допустимых сбросов и выбросов, отсутствует. В этой связи, фактически нормативы допустимых сбросов утверждаются на 3 или 5 лет, а нормативы до-пустимых выбросов – на 5 или 7 лет.

Указанное послужило основанием для утверждения на Байкальской при-родной территории нормативов и выдачи разрешений на сброс и выброс на пе-риод свыше 1 года.

Согласно правилам толкования норм права, при возникновении коллизии, т.е. при вступлении в противоречие положений, регулирующих определенные правоотношения, применению подлежит специальная норма по отношении к об-щей или положение, закрепленное в нормативном правовом акте, обладающем более высокой юридической силой.

В данном случае требование, закрепленное статьей 14 Федерального за-кона «Об охране озера Байкал», является специальной нормой, поскольку рас-пространяется на правоотношения в пределах Байкальской природной террито-

рии, и обладают более высокой юридической силой, так как приказы Минпри-роды России и постановление Правительства РФ относятся к подзаконным нор-мативным правовым актам.

Аналогичная позиция изложена Верховным судом РФ при оценке законно-сти отказа уполномоченного органа в утверждении нормативов допустимых вы-бросов на период превышающий 1 год.

Таким образом, федеральным законодательством возложена обязанность по ежегодному пересмотру нормативов допустимого сброса и выброса вредных веществ на предприятиях, осуществляющих хозяйственную деятельность на Байкальской природной территории.


Забайкальский межрайонный

природоохранный прокурор

младший советник юстиции Т.Ц. Шагжитов